Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
  • Страница:
  • 1

ТЕМА: Полтавский бронепоезд "Маршал Будённый"

Полтавский бронепоезд "Маршал Будённый" 22 Авг 2012 21:22 #304

  • AUG
  • AUG аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 388
  • Спасибо получено: 95
В начале войны немецкие части наступали настолько стремительно, что уже к июлю понадобилась новая бронетехника, в том числе — железнодорожная. В Полтаве был только один завод, способный дать фронту необходимое вооружение — ППРЗ. Остальные украинские заводы были или захвачены, или уничтожены врагом или же настолько загружены другой продукцией, что создать бронепоезд в короткие сроки просто не успевали. 20 июля 1941 года на заводе получили приказ построить бронепоезд для укрепления защиты Киева.

0190588.jpg


Опыта создания бронепоездов полтавским рабочим не хватало. Во время гражданской войны чинить — чинили, но не строили. На заводе не было нужных чертежей и необходимой для такого строительства стали. Ждать новых поставок было уже поздно — коммуникации (и без того не лучшие) рушила война. Чертежи "стаскивались" отовсюду по кусочкам. Отдельные мастера предлагали свои услуги сами.

0212512.jpg


Бронепоезд назвали "Маршал Будённый". Полтавский историк Виктор Яковлевич Ревегук видит такое название в желании польстить военачальнику со стороны администрации завода.

0685261.jpg



В команду «бронепоезда № 1» (первый с ППРЗ), было зачислено 104 человека (только с самого завода согласилось стать командой поезда около 50 человек).


1305036.jpg


Вооружением поезд особо не отличался — несколько 76-мм пушек разработки 1914-го года да 6 пулемётов ДТ. В других источниках упоминается ещё зенитные пулемёты «Максим», но их точное количество спорно. Вероятно, их поставили несколько позже для укрепления возможностей поезда по борьбе с авиацией. Кстати, как зенитная единица поезд был довольно силён - пушки старой конструкции имели приличные углы подъёма и теоретически могли вести успешный зенитный огонь по целям на средних высотах.

1578534.jpg


Основой поезда послужили два 60-тонных вагона, бронетендер и сам паровоз, доставленный с депо Гребёнка. Создание бронепоезда шло фактически без отдыха, многие мастера не возвращались домой, работая сутками.

3284917.jpg



1 августа работы по созданию поезда были завершены и «Будённый» успешно прошёл испытания и стрельбы возле станции Кочубеевка. В середине августа творение полтавских рабочих уже патрулировало небольшую территорию возле моста через Псёл рядом с селом Потоки. В обязанности бронепоезда входило отражение авианалётов и выбросок десанта под Кременчугом.


3284917_2012-08-22.jpg



21–22 августа бронепоезд-тезка сопровождал маршала С. Буденного в поездках на станции Новомосковск, Павлоград, Синельниково. Во время прорыва немецких войск под Кременчугом и разворачивания наступления на Полтаву, бронепоезд трое суток оборонял позицию возле села Потоки. Командир одной из орудийных площадок забрался на тополь и корректировал огонь. В результате этих действий, немцы лишились открытого склада с боеприпасами и части живой силы, подготовленной к прорыву на Полтаву. Советская историография упоминает ещё об уничтоженных БТР и танках противника, однако точной их численности в книгах и статьях я не обнаружил. Да и вооружение "Будённого" вызывает сомнения касательно борьбы с такими целями.


3331491.jpg



Главная трагедия полтавского бронированного детища разыгралась 4 сентября. Следуя с десантом на подготовленную позицию, «Будённый» попал в немецкую западню и частично сошёл с рельсов. Ловушка была подготовлена заранее: пути оцеплены пехотой, установлены пушки, правда мощи артиллерии откровенно не хватало. Вероятнее всего, против бэпо действовали 37-мм "колотушки", которые были малоэффективны на подкалиберном снаряде.



Одна из бронеплощадок остановленного поезда вести бой не смогла, так как её сильно накренило. Вторая (на которой до последнего сражался командир орудия В. Молодцов и наводчик В. Сергиенко) вела огонь, уничтожив, по советским источникам, пару орудий и лёгкий танк противника.



Полтавский «крепкий орешек» смогли взять термитные снаряды (надкалиберные?), которые вызвали пожар внутри поезда. Далее история не так понятна. То ли после возгорания боекомплекта, то ли после умышленного подрыва, команда поезд бросила, начав прорыв из кольца. На немногих фотографиях подбитого поезда видна его развороченная задняя часть — след мощного взрыва.

Тридцать бойцов с «Будённого», что успешно вышли из окружения, прибыли в Харьков, где вскоре продолжили воевать на бронепоезде «За Родину!». «Будённый» же закончил свой боевой путь в плавильной печи.

Моандор
Я работал два года на ПТРЗ, был от рабочих в заводском музее. Это две небольшие комнатки с экспонатами и древними фотками завода и его рабочих (есть, помоему, ещё дореволюционные). Экспонаты: тот самый бронепоезд под стеклом (масштаб не помню, это было в 2003г), а так же во время ВОВ, завод выполнял заказы по изготовлению батальйонных миномётов (за боеприпасы к ним - не помню). Так вот, один такой батальйонный миномёт 82мм стоит экспонатом там же. Итересный исторический факт: хотя к этому можно прийти и своим умом, человеку знающему оружие ВМВ, но это мне рассказывал мой Дед, призваный в 43г и воевавший после учебок(?)(на тему войны был не очень разговорчив) аж в 45г бод озером Балатон. Он был сначала наводчиком, а потом и командиром миномётного расчёта, трофейные мины от GrW34 имели калибр 81мм и с лёгкостью использовались нашими, в отличии от случая "до наоборот", где наши мины могли использоваться только вместе с нашими миномётами.
Вот такой получился монолог, может немного и не по теме, но с историческими фактами
Добавлено (30.12.2011, 12:12)

Цитата:"Командир одной из орудийных площадок забрался на тополь и корректировал огонь. В результате этих действий, немцы лишились открытого склада с боеприпасами и части живой силы, подготовленной к прорыву на Полтаву. Советская историография упоминает ещё об уничтоженных БТР и танках противника, однако точной их численности в книгах и статьях я не обнаружил. Да и вооружение "Будённого" вызывает сомнения касательно борьбы с такими целями".
В этом случае, корректировка и стрельба навесом (скорее всего), даже устаревшие образцы орудий калибром 76,2мм, учитывая легкобронированную БТТ начала войны, элементарно могло справиться с танками и БТРми Вермахта. Вопрос может быть в другом - это любовь к приписыванию себе не совешавшихся побед в пропагандических целях (присутствовало с обоих воюющих сторон).
Моделизм во мне переживает не лучшие времена.
визитная карточка
Администратор запретил публиковать записи.

Re: Полтавский бронепоезд "Маршал Будённый" 22 Авг 2012 21:23 #305

  • AUG
  • AUG аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 388
  • Спасибо получено: 95
3695276.jpg


3898746.jpg


4684744.jpg


4858804.jpg


5257836.jpg


7591701.jpg


8550263.jpg


8787218.jpg
Моделизм во мне переживает не лучшие времена.
визитная карточка
Администратор запретил публиковать записи.

Re: Полтавский бронепоезд "Маршал Будённый" 22 Авг 2012 21:24 #306

  • AUG
  • AUG аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 388
  • Спасибо получено: 95
8938292.jpg


9211498.jpg


9963645.jpg
Моделизм во мне переживает не лучшие времена.
визитная карточка
Администратор запретил публиковать записи.
  • Страница:
  • 1
Время создания страницы: 0.215 секунд

Сайт клуба полтавских стендовых моделистов "Масштаб". Масштабные стендовые модели боевой и гражданской техники, скульптура, историческая реконструкция, фотообзоры. Все материалы сайта являются предметом интеллектуальной собственности их авторов. При копировании открытая для индексирования ссылка на страницу материала обязательна.

Все права защищены  © 2012